Исторические сведения о Православном Ассирийском Католикосате

fQrEjk1zakc

Восточных православных христиан, в т.ч. ассирийцев, для отличия от неправославных называли термином «мелькиты», что переводится как «царские» (или «ромеи»). Исследователь Аль Бируни показывает, что «мелькиты», как и «ромеи», это наименование не национальности, а принадлежности к вере, также как и «несториане»: «Христиане разделяются на несколько толков. Первый из них — это мелькиты, то есть румы; они названы так потому, что их царь [исповедует] учение этого толка; в Руме нет [христиан] других толков. Второй [толк] — это несториане. Они возводят свое учение к Несторию, который объявил его около семьсот двадцатого с чем-то года по [эре] Александра. Третий [толк] — яковиты» [Абу Рейхан Бируни. Избранные произведения — с. 288].

Мелькиты, это те, кто принадлежат к православной вере, к Вселенской Православной Церкви, вере древней, неизменной, апостольской. Из-за новшеств в вере, которые принёс Несторий, (а распространяли, напр. Барсавма, Нарсай), от ассирийцев православных (мелькитов) отпали несториане, как об этом верно пишет Аль-Бируни: «Несторий, к которому возводят это толк (несториане), разошелся с мелькитами и выставил такие положения об основных [догматах веры], которые обусловили раскол между ним и мелькитами» [Абу Рейхан Бируни. Избранные произведения — с. 307]. Интересно начинается далее перечисление святых мелькитов: «мелькиты в сирийских месяцах», где «мелькиты» — обозначает принадлежность к православной вере, а «сирийских» — обозначает принадлежность к ассирийскому народу (с потерей буквы ܐ — алап). Среди мелькитов были люди разных народов, в зависимости от географического положения того или иного города, деревни. Когда речь идёт о Персии, понятно, что мелькитами там называли в т.ч. и ассирийцев.

Интересно для нас свидетельство 13-го века, историка Хетума Патмича, который, перечисляя народы проживающие в Сирии, выделил ассирийцев, и назвал ассирийцами только представителей православной веры: «В Сирии живут разные народы: греки, армяне, якобиты, несториане, сарацины. кроме того, там живут и другие христианские народы, такие как ассирийцы и марониты. Ассирийцы, которые многочисленнее маронитов, следуют за греческим обрядом и давно послушны Римской Церкви (то есть Византийской Церкви, о чем свидетельствует греческий обряд, и далее, греческие буквы). Хотя они говорят по-арабски, (на) церковных службах используют греческие буквы» [Hayton of Corycus, The History of the Tartars, or The Flower of Histories of the East; Book 1.Chapter 14: the Kingdom of the Country of Syria // http://www.documentacatholicaomnia.eu/03d/1240-1320,_Het%27um_The_Armenian,_History_Of_The_Tartars_%5BThe_Armenia_History%5D,_EN.pdf]. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что даже в 13-ом веке присутствовали мелькиты ассирийцы, наименование которых ассирийцами никуда не исчезло, но наоборот, правильная самоидентификация осталась. Они принадлежали Антиохийской Православной Церкви, следуя греческому обряду, и соответственно именовались мелькитами (румами). Данное свидетельство опровергает использование наименования мелькиты, после арабских завоеваний, толь лишь к арабам.

«Термин «Мелькит» также получил известность после арабских нашествий VII века и применялся к христианам византийского обряда на Ближнем Востоке. Первоначально он использовался антихалкидонцами как уничижительный для тех, кто придерживался Халкидона и оставался верным византийским патриархам Александрии, Антиохии и Иерусалима. Название «Мелькит» происходит от сирийского «Малка», что означает «царь» <…>.» [Ken Parry — Macquar ie University. Byzantine-Rite Christians (Melkites) in Central Asia in Late Antiquity and the Middle Ages, с. 93]

<…>

«Город [в котором проживали халкидониты] был известен как Rūmaghān или «город римлян», а также Better Antioch. По-видимому, у него был постоянный Католикос, <…> население [составляло] около 30 000 человек к концу VI века (Brooks 1935-6: 239).» <…>

Кроме коренных жителей, в православную Церковь Персии кроме того входили и депортированные из Антиохии, «большая доля Халкидонцев (Greatrex 2003). Однако во время Сасанидской оккупации Византийской территории в Восточном Средиземноморье при Хосрове II (р. 591-628) с 614 по 628 год антихалкидонское население находилось на подъеме. Фактически Сасаниды проявляли терпимость по отношению к антихалкедонцам, которые, в свою очередь, рассматривали Сасанидов скорее как освободителей, чем как угнетателей, в то время как халкидонцы рассматривались Сасанидами как византийские коллаборационисты. <… историк Дионисий Телль-Марский пишет, что в IX веке Сасаниды изгнали Халкидонских епископов из Месопотамии и Сирии. Он пишет (Palmer 1993: 125-26):

“Когда Хосров завоевал Месопотамию и изгнал из нее римлян, он приказал изгнать Халкидонских епископов из их церквей, а эти церкви отдать якобитам, ибо они владели ими со времен Маврикия, но в течение последних десяти лет были изгнаны из них в результате гонений Домициана Мелитенского. Таким образом, к востоку от Евфрата было полностью отменено богослужебное поминовение Халкидонского Собора. Хосров послал за епископами с востока и поставил их в городах…».

Неудивительно, что во время Сасанидской оккупации бывшей Византийской территории произошел обмен сектантскими симпатиями. Профиль (profile) Церкви Востока в Восточном Средиземноморье также увеличился в результате оккупации, несмотря на то, что в течение двадцати лет не было Католикоса из-за политических распрей (Wilmshurst 2011: 64-5). Это подтверждает византийский летописец Феофан, который сообщает нам, что при византийском императоре Ираклии (р. Он восстановил халкидонитам собор, который несториане держали со времен Хосрова (Феофан, Хроника, AM 6120). Отвоевание Ираклием Сасанидской оккупированной территории привело его к контакту с переселившимися туда персидскими христианскими семьями (Kaegi 2003: 181).<…>

После захвата арабами Селевкии-Ктесифона в 637 году город Better Antioch, основанный Хосровом I, был известен по-арабски как «Аль-Румийя», что означает «город римлян или греков» (Kaldellis 2007; Parry 2009). Город был заброшен в середине VIII века со строительством новой столицы Аббасидов Багдада, а район был разрушен во время Гражданской войны, в которой увидел аль-Мамун (р. 813-33) стать халифом (Lunde & Stone 1989: 156). На самом деле в 762 году арабский халиф аль-Маншур (р. 754-75) перевел всю общину в провинцию Чач в Трансоксании, вместе со своим Католикосом, которого впоследствии называли «Католикосом Ромагириса», но который к концу X века сменил свой титул на «Католикос Хорасана». Греческое название «Romagyris» (ρωμογρρεως) может происходить от Среднеперсидского «Roumagird», что означает «город или колония римлян» (Klein 1999). В средневековом Багдаде был христианский квартал, известный по-арабски как Дар-Ар-Рум, «дом римлян», где проживали мелькиты, Арабское завоевание Центральной Азии было обеспечено, когда арабы разгромили китайскую армию в битве при Таласе в 751 году. Переселение христиан Аль-Маншуром в провинцию Чач в 762 году поставило бы их на самые дальние рубежи Аббасидского халифата.Провинция Чач располагалась на восточном берегу Сырдарьи (Яксарт) и указана в надписи Шапура I (р. 242-72) в Накш-и Рустам (Bosworth 1990). Город, известный сегодня как Ташкент, что означает «город камня», сохраняет несхожую форму имени Чач. Недавние раскопки в Каршовул-Тепе к юго-западу от Ташкента обнаружили свидетельства возможного христианского поселения (Савченко и Шейко 2010). Однако альтернативное предположение состоит в том, что Католикос Ромагириса находился в Нишапуре в Хорасане, название которого происходит от христианского квартала этого города.

Этот титул упоминается патриархом Антиохийским Петром III (р. 1028-51), в своей переписке с иренуполисом (ερρηνουπλλεως), престолом второго Католикоса (Charon 2000: 265-66). Это название является греческим переводом с арабского, означающего «город мира», который был эпитетом, данным городу Багдаду. В арабской «Вите» Мелькитского Патриарха Антиохийского Христофора (р. 960-67), написанный протоспатарием Ибрагимом ибн Юханной, приводится отчет о транспортировке аль-Мансуром христианской общины в Чач (Заят 1952: 11-38, 333-66): «Когда мусульмане построили «город мира» (Мадинат ас-Салам), то есть Багдад, они решили переместить христианскую общину. Они были перевезены в далекую страну в Персии, называемую Чач, и их Католикос был изгнан вместе с ними».

Позднее, когда в Багдаде было урегулировано больше Мелькитов, между двумя общинами возник спор о том, кто имеет право претендовать на Католикос. Жители Чача утверждали, что у них больше прав на него, потому что он уехал с ними в Центральную Азию, тогда как жители Багдада утверждали, что раньше он жил в Селевкии-Ктесифоне, который находился в их районе (Zayat 1952: 23-25). Похоже, именно в результате этого спора Мелькиты в конечном итоге получили двух католиков. Однако Католикос Церкви Востока Авраам III (р. 905-936), возражали против использования Мелькитами титула Католикоса из-за их предполагаемой нелояльности халифату. Освящение Мелькитского Католикоса в Багдаде было сорвано членами Церкви Востока, что вынудило власти аббата наложить штраф на мелькитского митрополита, обязав его подписать в 912 году обязательство, запрещающее Мелькитской общине иметь Католикос в Багдаде (Fiey 1995: 387-89; Wilmshurst 2011: 193).»

Персия находилась в ведении Католикоса ассирийцев, подчинявшегося Антиохийскому патриарху

«В XII веке архимандрит и диакон Софийского собора в Константинополе Нилос Доксапатрий рассказывает нам, что Патриарх Антиохийский был послан в Константинополь. (Parthey 1967: 271): «… имел под своей юрисдикцией всю Азию и Восток, включая Индию, и даже теперь он отправляет, после его организации, Католикос с титулом Romagyris; в Персии, которая включает в себя Вавилонию, теперь называемую Багдадом, патриарх посылает Католикос с титулом Католикоса Иренуполиса». <…> …упоминание о Католикосе Ромагириса и Католикосе Иренуполиса в XII веке является важным подтверждением сложившейся ситуации.<…>

Православные ассирийцы в Азии (отсюда вопрос о правильности атрибуции найденных исследователями предметов)

Присутствие Мелькитов в районе Ташкента в Центральной Азии засвидетельствовано в VIII веке, и, согласно мусульманскому ученому Аль-Бируни, писавшему в конце X века, в Мерве, по-видимому, был мелькитский митрополит (Sachau 1879: 289). Однако, несмотря на двуязычный фрагмент псалма на греческом и Согдийском языках (см. ниже), найденный в развалинах монастыря в Булаике близ Турфана в китайской Центральной Азии (Синьцзян) <…>.

Даже после опустошения деформируемого Тамерлана (1336-1405) во второй половине четырнадцатого века, мы все еще слышим [о присутствии] <…> Мелькитских христианских общин в Самарканде (Маркхэму 1859: 171). Таким образом, мы можем проследить присутствие мелькитских общин в Центральной Азии вплоть до начала пятнадцатого века.» [Ken Parry — Macquar ie University. Byzantine-Rite Christians (Melkites) in Central Asia in Late Antiquity and the Middle Ages, с. 95-99]

Автор заканчивает, указывая, что данные свидетельства «необходимо включить в [историческую] картину» [Ken Parry — Macquar ie University. Byzantine-Rite Christians (Melkites) in Central Asia in Late Antiquity and the Middle Ages, с. 95-99]. Заинтересованные умолчать об исторических свидетельствах, касающихся целой иерархии православных ассирийцев, постоянно скрывают подобные факты. Но, научный мир уже не мало лет наполняется подобными статьями, которые проливают свет на историческую правду. К сожалению, полная публикация автора данной статьи не во всём согласуется с исторической истиной, именно поэтому мы приводим лишь часть исследования.

___
Примечания:

— Абу Рейхан Бируни. Избранные произведения, I. Ташкент. АН УзбССР. 1957
— Ken Parry — Macquar ie University. Byzantine-Rite Christians (Melkites) in Central Asia in Late Antiquity and the Middle Ages. Автоматический перевод избранных мест английской статьи выполнен собщ-ом «Православные ассирийцы» // Journal: Modern Greek Studies (Australia and New Zealand). 2012.
— Hayton of Corycus, The History of the Tartars, or The Flower of Histories of the East; Book 1.Chapter 14: the Kingdom of the Country of Syria. Автоматический перевод избранных мест английской статьи выполнен собщ-ом «Православные ассирийцы»// http://www.documentacatholicaomnia.eu/03d/1240-1320,_Het%27um_The_Armenian,_History_Of_The_Tartars_%5BThe_Armenia_History%5D,_EN.pdf

Поделиться I It's only fair to share...Share on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Share on TumblrShare on LinkedInEmail this to someonePrint this page
Top