Как в Православной Церкви боролись против еретика Феодора Мопсуестийского

jXxgjJb9bM0

“В то время решительною борьбой с мнениями Феодора ознаменовывает себя епископ Равула в Едессе, в Месопотамии. Его ревность становится тем понятнее, когда возьмем во внимание, что Месопотамия сделалась гнездом несторианства, здесь поселились Несториане, и начали переводить сочинения Феодора на сирский, персидский и армянский языки. Равула, требуя Кириллова содействия в борьбе с учением Феодора, писал ему: «Какая-то скрытая болезнь застарела на востоке, подобно неизлечимой ране, истощающая тела Церкви и весьма многим неизвестная, а у тех, которые как будто ревностны к учености, тайно уважаемая, ибо епископ Киликийский Феодор, муж умеющий убеждать, иное говорил на трибунале церкви и иные козни на погибель изложил в сочинениях.»”(Д. V, 137). [1]

Проциитируем некоторых исследователей данной темы. Но в начале нужно ответить на вопрос: “Какую пользу для нас несут последующие факты?” Они разрушают миф о том, что Феодора Мопсуестийского осудили якобы по подложным трудам а также миф, что его якобы осудили незаслуженно. Эдесская школа, возглавляемая (возможно святым) митр. Раббулой Эдесским, отличилась тем, что проложила путь в Персию Диодору, Феодору и Несторию. Там происходил перевод их трудов на сирийский (арамейский) язык, [2] там естественно и пребывали подленные труда Феодора Мопсуестийского в огромном количестве. И ознакомившись с ними, глава Эдесской школы пришел к важному выводу, Феодора Мопсуестийского анафемаствовать, все его книги сжечь, учение запретить.

Вот что пишет Н.Д. Тальберг: “Равула на организованном им соборе осудил сочинения Диодора и Феодора” [1]. А.П. Лебедев подчёркивает: “Равула (анафемастсовал – от ред.) – Феодора Мопсуестского; подобным же образом были анафематствованы гностики Валентин, Маркион, Василид (Д. V. 166; 186) [3].

Преосвященный Софоний (Сокольской) в своём интересном исследовании пишет: “Едесский епископ Равула, <…>, ревностный союзник Кирилла, <…>, и действуя за одно с Акакием, епископом Милитийским, всенародно предал анафеме не только Нестория, но и предтечей его—Диодора и Феодора (Мопсуестийского – от ред.).” [4]

Как мы видим, епископ Раввула Эдесский, изучив труды Феодора Мопсуестийского, первым нашёл в нём источник несторианской ереси и боролся с ним всеми силами. Еретическое учение Феодора подобным образом было найдено и на V Вселенском Соборе. А.П. Лебедев пишет: “В «Деяниях» пятого Вселенского собора встречаем два указа, которые изданы были Феодосием младшим против Феодора, вместе с Несторием. В одном указе этого императора читаем: «учение нечестивого и заразительного Феодора (и Нестория) показалось нам омерзительным; подобным образом и все, кто следует его заблуждению и соглашается с его нечестием, справедливо и сами заслуживают тоже название и облекаются срамом. Поэтому сим нашим законом мы повелеваем, чтобы те, которые по всей земле находятся в согласии с нечестиивейшим и несостоятельнейшим учением Феодора, от ныне назывались симонианами. Пусть никто не дерзает читать или иметь у себя или списывать святотатственные книги, изложенные Феодором (и Несторием), противные правому учению и изложению епископов, собравшихся в Ефесе (на III вс. собор). Надлежит, чтобы эти книги были отыскиваемы со всем тщанием и найденные были публично пред всеми сжигаемы» (Д.V, 141–142).”[5] Вполне понятно, что причинами такого отношения Юстиниана, как и всей Православной Церкви, к трудам Феодора Мопсуестийского, являются именно пагубные ереси, содержащиеся в его книгах. Еретическое учение Феодора вполне ясно приводится на “Пятом собрании V Вселенского Собора” [5]

М.Э. Поснов в своём труде [6] по истории Церквиписал: “Против Феодора энергично полемизировал уже во время Собора 431 г. в Царьграде латинянин Марий Меркатор. Ефесский Собор в своем 6-ом заседании 22 июля, осудил его символ, не назвав его по имени – это ради «экономии», дипломатически, как объяснял Кирилл в письме к Проклу Константинопольскому. Общий организованный открытый поход против Феодора начался таким образом. На Ефесском Соборе был Эдесский митрополит Равула <…>. В Эдессе под его покровительством процветавшая богословская школа, во главе с Ивою, усердно занималась изучением Феодора Мопсуэстийского и переводом его на сирский язык. <…> Равула в 432 г. поднял гонение на Феодора и предавал сожжению его сочинения.”

Святой имп. Юстиниан подчёрквивает, что Феодора Мопсуестийского убрали из диптихов, и поясняет причину этого верного действия: “Поэтому и мопсуестская церковь в полном своем составе, в которой он, говорят, был епископом, за те богохульства, за которые он святыми отцами был причислен к язычникам, иудеем и содомитам, изгладила его имя из священных церковных диптихов, как показывают деяния, состоявшиеся о нем в этом городе на соборе епископов той области. Поэтому мы удивляемся последователям Феодора, которые защищают его и его нечестие, как свое собственное, когда та самая церковь, в которой он был епископом, уже давно отвергла его, как еретика. Что защитники Феодора представляют такой изворот к своему же осуждению, можно понять и из страшного приговора, изреченного Иуде.” [7]


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1) А.П. Лебедев – История Вселенских соборов. Часть II. Вселенские соборы VI, VII, VIII веков
2) О том, что Ива переводил Феодора, сомнений нет. Об этом пишут абсолютно разные исследователи разных эпох, например, еретический труд Карташёва А.В.; Зайцева Д.В.; Тальберга М.;
3) Тальберг Н.Д. – История Церкви
4) Выписки из труда Преосв. Софоним Сокольского – “Исторический очерк несторианизма от его появления в 5 веке до настоящего времени” из главы “Несторианизм и первоначальная судьба его”
5) Пятый Вселенский Собор. Собрание Пятое, – https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenski..
6) М. Э. Поснов – История Христианской Церкви
7) Юстиниан, имп. Исповедание веры против трех глав – http://www.odinblago.ru/deiania_soborov_5/64

Поделиться I It's only fair to share...Share on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Share on TumblrShare on LinkedInEmail this to someonePrint this page

Рекомендуем Вам прочесть:

Top