Общение свойств в Иисусе Христе

Jesus-Walk-Water-Mormon

Общение свойств в Иисусе Христе

Под общением свойств (греч. αντιμεθίστασις των ιδιωμάτων, лат. communicatio idiomatum) в Богочеловеке Иисусе Христе понимается взаимное общение (проникновение) свойств Нетварной Божественной и тварной человеческой природы (естества), отражающее нераздельное и неслиянное единство человеческой и Божественной природы в единой Божественной Ипостаси(едином Лице) Иисуса Христа.

Взаимное проникновение человеческих и Божественных свойств в Богочеловеке Иисусе Христе не ведет к их смешению, но также не ведет к их разделению. Поэтому в приложении к Богочеловеку Иисусу Христу допустима взаимозамена или взаимоперемещение имен (греч. , буквально означающее поставление одних имен на место других). Божественные предикаты могут соотноситься с Человеком Иисусом Христом, а человеческие – с Сыном Божьим, Логосом, Второй Ипостасью Святой Троицы.

Так, свт. Игнатий Антиохийский говорит о «страдании Бога моего», пишет, что Господь, будучи «безвременным» и «незримым» ради нас сделался «зримым». Свт. Кирилл Александрийский говорит: «Неприкосновенный стал осязаемым, Невидимый – видимым, ибо не было чуждо Ему соединенное с Ним тело, которое называем осязаемым и видимым». Св. Григорий Нисский учит: «По причине совершенного единения воспринятой плоти и восприемлющего Божества имена взаимно заменяются, так что и человеческое называется божеским, и божеское человеческим (именем). Посему и Распятый у Павла называется Господом славы (1 Кор. 2,8) и Поклоняемый от всей твари небесных, земных и преисподних именуется Иисусом (Флп. 2,10)».»Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деяния 20:28) — Бог приобрёл Кровию Своею!

Свойства божеские приписываются иногда Христу как Человеку: “Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, Сущий на небесах” (Иоанна 3:13) — Сын Человеческий Сущий на небесах, указание на Вездесущие Сына Человеческого. Возможность взаимозамещения имен имеет своим основанием единство Ипостасти Сына Божьего.

Св. Иоанн Дамаскин говорит: «Христос – имя, означающее то и другое естество в совокупности, – называется и Богом и человеком, и сотворенным и несотворенным, и подверженным страданию и неподверженным. Так же, когда Он по одному из составляющих Его естеств (т. е. Божескому) именуется Сыном Божиим и Богом, тогда принимает свойства соприсущего естества, то есть плоти. Так, Он называется Богом – страждущим и Господом славы – распятым, – не поскольку Он – Бог, но поскольку Он же Сам есть и человек. Равным образом, когда Христос называется человеком и Сыном Человеческим, Он принимает свойства и отличия Божеского естества и (именуется) предвечным Младенцем, безначальным человеком, – не поскольку Он – Младенец и Человек, но поскольку, будучи предвечным Богом, стал напоследок Младенцем. И таков способ взаимного сообщения (свойств), когда каждое из обоих естеств передает другому свои свойства по причине тождества ипостаси и взаимного проникновения естеств. Поэтому мы можем говорить о Христе: Сей Бог наш на земли явися и с человеки поживе (Вар. 3,36,38); а также: человек этот не создан, не подвержен страданию и неописуем».

Общение свойств в Богочеловеке Иисусе Христе оправдывает взаимное перемещение имен, одним из вариантов которого являются теопасхистские выражения. Общение свойств в Богочеловеке Иисусе Христе также называется перихорезис.

Перихорезис (греч. περιχώρησις) – понятие православного богословия, означающее взаимное проникновение (взаимное общение) свойств двух природ в Богочеловеке Иисусе Христе и общение Лиц Святой Троицы. Понятие перихорезис употребляется в Христологии и учении о Св. Троице в различных значениях.

Перихорезис в Христологии означает взаимное проникновение (взаимное общение) свойств Божественной и человеческой природ в БогочеловекеИисусе Христе. Перехорезис в Христологии есть взамное проникновение действий (энергий) Бога и человека, охарактеризованное В. Н. Лосским как «энергетическое взаимопроникновение тварного и нетварного во Христе». В этом значении перихрезис является синонимом взаимообщения свойств двух природ во Христе (греч. αντιμεθίστασισ των ιδιωμάτων, лат. communicatio idiomatum).

«Обе природы во Христе, не смешиваясь, обладают некоторой взаимопроникновенностью. Божественные энергии излучаются Божеством Христа и пронизывают Его человечество, отчего оно и обожено с самого момента воплощения; как раскаленное железо становится огнем, и все же остается по своей природе железом. Преображение отчасти открывает апостолам это пылание Божественных энергий, озаряющих человеческую природу Учителя. Это взаимопроникновение двух природ, проникновение Божества в плоть, и, отныне, навсегда приобретенная возможность для плоти проникновения в Божество, называется «перихорезой», , как пишет святой Максим Исповедник, или по-латыни, communicatio idiomatum. «Плоть, не утеряв того, чем обладала, стала Словом, отождествившись со Словом по Ипостаси», – пишет святой Иоанн Дамаскин. Христос становится человеком по любви, оставаясь Богом, и огнь Его Божества навсегда воспламеняет человеческую природу; вот почему святые, оставаясь людьми, могут быть причастниками Божества и становиться богами по благодати» В. Н. Лосский.

В учении о св. Троице говорится о взаимопроникновении и общении Ипостасей (Лиц) Святой Троицы как соучастии в действиях Друг Друга. Все Три Лица Святой Троицы обладают Единой Божественной природой. «Различаясь друг от друга по личным свойствам, все Лица пресв. Троицы находятся, однакоже, в постоянном взаимном общении между Собою: Отец пребывает в Сыне и Св. Духе; Сын во Отце и Св. Духе; Дух Святый во Отце и Сыне (Ин. 14:10), – говорит митр. Макарий (Булгаков).

«Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка отдает Себя другим Ипостасям, оставаясь при этом полностью открытым для их ответного действия, так что все три сопребывают в любви друг с другом. Жизнь Божественных Лиц есть взаимопроникновение, так что жизнь одного становится жизнью другого. Таким образом, бытие Бога Троицы осуществляется как любовь, в которой собственное существование личности отождествляется с самоотдачей. Прот. Георгий Флоровский так говорит о понимании термина «единосущее» великими Каппадокийцами: «Единосущие – не совершенное совпадение, не только тождество свойств и определений, но неизреченное единство троичной жизни»». иерей Олег Давыденков(Догм. Богословие. Курс лекций)

В силу ипостасного единения естеств, один и тот же Бог Слово может именоваться и Богом, и Человеком. При этом:

Свойства человеческие приписываются иногда Христу как Богу: «Если бы познали (премудрость Божию), то не распяли бы Господа славы» (1 Кор. 2, 8).

     «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).

     «Оно (Слово), соединившись с плотию в самой утробе (Святой Девы),родилось по плоти, усвоив Себе плоть, с которой родилось» (святителя Кирилла Александрийского послание к Несторию «Καταφλυαροΰσι»).

     «Божественный и вышевидный Младенец, хотя и был в пеленах, по человеческой природе, но как Бог неизреченной силой расхитил сосуды сатаны» (святителя Кирилла Александрийского пасхальная гомилия 429 года).

     Термину commanicatio idiomatum соответствует греческое выражение (άντίμεθιστασις των ονομάτων) (взаимозамена или взаимоперемещение именований), которое введено в догматику на основании одного высказывания святого Григория Нисского. Святой Григорий в письме к Феофилу, архиепископу Александрийскому, писал: «По причине совершенного единения воспринятой плоти и восприемлющего Божестваимена взаимно заменяются, так что и человеческое называется божеским, и божеское человеческим (именем). Посему и Распятый у Павла называется Господом славы (1 Кор. 2, 8) и Поклоняемый от всей твари небесных, земных и преисподних именуется Иисусом (Флп. 2:10)».

     Одним из следствий communicatio idiomatum являются так называемыетеопасхитские выражения. В них при ясном указании на Божественность Лица Господа Иисуса Христа говорится о Его страданиях и смерти (очевидно, по человеческому естеству).

     В дополнение к вышеприведенным текстам (1 Кор. 2, 8 и Деян. 20, 28) можно привести святоотеческие и принятые Церковью выражения:

     «Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего» (святителя Игнатия Антиохийского послание к Римлянам 6, 3).

     «Что Само Слово Божие воплотившееся было повешено на древе, это я не раз показал» (Свт. Ириней Лионский — Против ересей)

     «Сын Божий родился; нам не стыдно (утверждать это), хотя надлежало бы стыдиться (по мнению мудрецов века сего); Сын Божий умер; это вполне достоверно, хотя (по их мнению) ни с чем несообразно. Погребенный воскрес; это несомненно, хотя (как они думают) «невозможно»»(Тертуллиан. О плоти Христовой.)

     «Верую… во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия… единосущна Отцу… распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, ипогребенна…» (Символ веры).

     «Единородный Сыне и Слове Божий… непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, …Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас» (гимн императора Юстиниана).

     Термин «теопасхитские» (выражения) происходит от греческих слов: «Θεός» (Бог) и «πάσχω» (страдаю). Нужно, однако, иметь в виду, что, употребляя теопасхитские выражения, Православная Церковь не допускает мысли о страдании во Христе Его божеского естества.

     Святой Иоанн Дамаскин писал: «Говоря о Божестве (Христа), мы не приписываем ему тех свойств, которые присущи человечеству. Ибо мы не говорим, что Божество подвержено страданию… А когда речь идет об Ипостаси, то… придаем ей свойства обоих естеств» .

     Святитель Афанасий Великий рассуждал так: «Что претерпевало человеческое тело Слова, то соединенное с ним Слово относило к Себе» ].

     И о смерти Христа святитель Афанасий пишет: «Произошла смерть; тело приняло ее по естеству, а Слово потерпело (ее) по изволению и свободно собственное Свое тело предало на смерть»

Поделиться I It's only fair to share...Share on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Share on TumblrShare on LinkedInEmail this to someonePrint this page

Рекомендуем Вам прочесть:

Top