Прп. Иустин Попович – Глава Церкви – Богочеловек

Иисус Христос на престоле

Глава Церкви – Богочеловек

Основное благовестие, которое содержит всеохватывающую радость для всех существ неба и земли, – это: Богочеловек есть все и вся на небе и на земле, и в нем – Церковь. А главное благовестие – это глава Церкви – Богочеловек Иисус Христос. И действительно, «Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1:17). Ибо Он есть Бог, Творец, Промыслитель, Спаситель, Жизнь жизней, Существо существ и Существующее над существующим: «все Им и для Него создано» (Кол.1:16). Он есть цель всему, что существует, Все Его творения созданы как Церковь и составляют Церковь, а «Он есть глава тела Церкви» (Кол.1:18). Это есть Божественное единство и Божественная целесообразность твари под главенством Логоса. Грех отколол от этого единства часть творений и потопил их в безбожной бесцельности, в смерти, в аде, в муках. И потому ради них Бог Слово сходит в наш земной мир, становится человеком и как Богочеловек совершает спасение мира от греха. Его Богочеловеческое домостроительство спасения имеет свою цель: все очистить от греха, обожить, освятить, вновь вернуть в Богочеловеческое тело Церкви и, таким образом, восстановить всемирное Божественное единство и целесообразность твари.

Став человеком и основав Церковь на Себе, Собою – в Себе, Господь Иисус Христос неизмеримо и как никогда возвеличил человека. Он Своими Богочеловеческими подвигами не только спас человека от греха, смерти и диавола, но и вознес его над всеми остальными существами. Бог не стал ни Богоангелом, ни Богохерувимом, ни Богосерафимом, но – Богочеловеком, и этим он поставил человека выше Ангелов и Архангелов, и всех ангельских существ. Господь Церковью покорил человеку все и вся (Еф.1:22). Церковью и в Церкви, как в Богочеловеческом теле, человек возрастает до надангельских и надхерувимских высот. Поэтому путь его восхождения дальше, чем у Херувимов, Серафимов и всех Ангелов. В этом заключена тайна над тайнами. Пусть умолкнет всякий язык, ибо здесь начинается неизглаголенная и непостижимая любовь Божия, неизглаголенное и непостижимое человеколюбие воистину Единого Человеколюбца – Господа Иисуса Христа! Здесь начинаются «видения и откровения Господни» (2Кор.12:1), которые нельзя выразить никаким языком, не только человеческим, но и ангельским. Все здесь выше ума, выше слов, выше природы, выше всего сотворенного. Что касается тайны, в Церкви заключена великая тайна человека в великой тайне Богочеловека, который есть Церковь и в то же время Тело Церкви и Глава Церкви. И при всем этом человек, включенный в Церковь и являющийся полноправным ее членом, человек, который в Церкви является частью Богочеловека Иисуса Христа, – является частью Святой Троицы, членом Богочеловеческого Тела Христова – Церкви (Еф.3:6), самой святой и драгоценной тайны Божией, тайны над тайнами, всеохватывающей великой тайны. Церковь – это Богочеловек Иисус Христос через все века и через всю вечность. Но с человеком и после человека – богозданная тварь: все, что на небе и на земле было создано Богом Словом, – все это входит в Церковь как ее тело, которому глава – Господь Иисус Христос, но глава – это глава тела, а тело – это тело главы; неотделимо одно от другого, полнота одного и другого – «полнота Наполняющего все во всем» (Еф.1:23), Становясь через Святое Крещение членом Церкви, всякий христианин становится составной частью«полноты Наполняющего все», и сам наполняется полнотой Божией (Еф.3:19), и, таким образом, достигает всесовершенной полноты своего человеческого существа, своей человеческой личности. По мере своей веры и благодатной жизни в Церкви каждый христианин достигает этой полноты через святые таинства и святые добродетели. Это остается в силе для всех христиан всех времен, Все наполнено полнотой Наполняющего все во всем: все в нас, людях, все в Ангелах, все в звездах, все в птицах, все в растениях, все в минералах, все во всех богозданных тварях ибо, где Богочеловеческое Божество, там и Его человечество, там все верные всех времен и всех существ – Ангелов и людей. Именно таким образом мы, члены Церкви, исполняемся «всякой полнотой Божией» (Кол.2:9): Богочеловеческая полнота – Церковь, Богочеловек – ее глава, Церковь – Тело Его, а мы на протяжении всего нашего существования полностью зависим от Него, как тело от головы. Из Него, бессмертной Главы Церкви, по всему Телу Церкви струятся благодатные животворящие силы и оживляют нас бессмертием и вечностью, Все Богочеловеческие чувства Церкви происходят от Него и в Нем, и Им. Все святые таинства и святые добродетели в Церкви, которыми мы очищаемся, возрождаемся, преображаемся, освящаемся, становимся частью Богочеловека Господа Иисуса Христа, Совершенного Бога, частью Святой Троицы, и таким образом спасаемся, – происходят от Отца через Сына в Духе Святом, и это благодаря ипостасному единству Бога Слова и нашей человеческой природы в чудесном Лице Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа.

Для чего Богочеловек Господь Иисус Христос, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в Церкви является и всем и вся? Для чего Он – Глава тела Церкви, и Церковь – Его тело? Для того, чтобы все члены Церкви «истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос… доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:15, 13). Это означает: Церковь есть мастерская Богочеловека, в которой каждый человек при помощи святых таинств и святых добродетелей преображается в Богочеловека по благодати, в Бога по благодати. Здесь все совершается Богочеловеком, в Богочеловеке, по Богочеловеку – все в категории Богочеловеческого. Богочеловеческой Своей Личностью Господь Иисус Христос охватывает, пронизывает, проникает все и повсюду, где живут человеческие существа; сходит в самые мрачные места земли, в сам ад, в царство смерти; восходит выше всех небес, чтобы Собою исполнить все и вся (Еф.4:8–10; Рим.10:6–7).

Всем в Церкви руководит Господь Иисус Христос. (От редактора – Вселенский Собор – орган власти Христа, Главы Церкви, через который Он управляет Ею). И так растет Богочеловеческое тело. Богочеловек – растет! И это чудо непрерывно совершается ради нас, людей, и ради нашего спасения, Растет Тело Христово – Церковь. Растет с каждым человеком, который становится членом Церкви – составной частью Богочеловеческого Тела Христа. И этот рост каждой человеческой личности в Церкви происходит от Главы Церкви – Господа Иисуса Христа, а также через Его святых – богоносных Его сотрудников.

Человеколюбивый Господь даровал и Апостолов, и пророков, и Евангелистов, и пастырей, и учителей – «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф.4:11, 12). И из Господа Иисуса Христа, как из главы Церкви «все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение» (Еф.4:16).

Все верные суть одно Тело в Церкви, чтобы жили одной святой соборной жизнью, соборной верой, соборной душой, соборной совестью, соборным умом, соборной волей, – соборно все – вера, любовь, правда, молитва, пост, истина, печаль, радость, боль, спасение, обожение, соединение с Богочеловеком, бессмертие, вечность, блаженство, – и всем этим управляет и все это соединяет благодать Святого Духа, Мы не свои, но принадлежим всем в Церкви, а прежде всего – душе Церкви, Святому Духу. Это чувство есть главное и постоянное и непрерывающееся чувство каждого настоящего члена Церкви. Никому в Церкви не принадлежит все, но каждому столько, сколько ему определил Святой Дух соответственно его месту в Богочеловеческом Теле и по мере его веры.

Господь Иисус Христос есть «Глава Церкви», и только так Он – Спаситель Тела Церкви (Еф.5:23). Как Глава Церкви Господь Иисус Христос непрестанно дает Телу Церкви все необходимое для его Богочеловеческой жизни и спасения всех его членов от греха, смерти и диавола. Церковь есть всегда Церковь Христом, Церковь только тем, что Он – ее Глава, а она – Его Тело. В ней все зависит от Него; она Им живет, существует, спасается, обретает бессмертие, повинуясь Ему и служа Ему всем своим существом. В Церкви Бог есть все и вся для человека. Церковь есть самая совершенная организация, ибо это Богочеловеческий организм, духовно-благодатный организм, в котором соединены Бог и человек: Бог живет в человеке и человеком, а человек живет в Боге и Богом; человек во всем добровольно повинуется Богу, возводится к совершенству Богом, «растет возрастом Божиим в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Кол.2:19; Еф.4:13), но не перестает быть человеком; все осуществляется в духе Богочеловеческого единства, Богочеловеческого сотрудничества, Богочеловеческого равновесия и полноты. Поэтому Церковь – это единственное настоящее и истинное сообщество; в ней индивид совершенствуется обществом, а общество – индивидом, но они для такого подвига получают силы от чудесного Господа Иисуса Христа, который является и главой общества как единого целого, и главой человека как личности. Поэтому вне Церкви нет ни настоящего общества, ни настоящей личности.

В соборной жизни Церкви переплетены жизни Ангелов и людей, кающихся и грешников, праведников и неправедных, усопших и живых, причем более праведные помогают менее праведным, чтобы те возрастали в праведности и святости ростом Божиим. По всем членам Церкви струятся Богочеловеческие святые силы Христа, включая и самых меньших, и самых незнатных, по мере их благодатного приживания к организму Церкви посредством подвигов веры, любви, молитвы, поста, покаяния и остальных святых добродетелей. Таким образом, все мы сообща возрастаем в святой «храм в Господе» (Еф.2:21), благодатно и органически связанные между собой одной верой, одними святыми таинствами и святыми добродетелями, одним Господом, одной Истиной, одним Евангелием. И все мы участвуем в одной Богочеловеческой жизни Церкви, каждый на своем месте в этом Теле, которое Господь, Глава Церкви, ему определил, ибо Тело Церкви растет из Него и Им, «составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей» (Еф.4:16). При этом Господь каждому определяет место, которое отвечает его духовным особенностям и христианским свойствам, особенно по святой евангельской любви, которую каждый добровольно растит в себе. В этой соборной жизни Церкви каждый созидает себя с помощью всех, и это – по любви, и все – с помощью каждого, потому-то и Апостолу необходимы молитвы даже самых «меньших» членов Церкви.

Поделиться I It's only fair to share...Share on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Share on TumblrShare on LinkedInEmail this to someonePrint this page

Рекомендуем Вам прочесть:

Top