Свт. Кирилл Александрийский — Список бесед против Нестория

Кирилл Александрийский

Содержание

  1. Беседа, произнесенная в Ефесе
  2. Беседа, произнесенная в Ефесе, в день святого Евангелиста Иоанна
  3. Беседа, произнесенная в Ефесе во время Священного собрания, по низложении Нестория
  4. Беседа против Нестория произнесенная после того, как семь епископов присоединились к Святой Марии
  5. Беседа, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу
  6. [Беседа, произнесенная 25 декабря в великой александрийской церкви] о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа

1. Беседа, произнесенная в Ефесе

   Внимающие Святому Писанию имеют сердце мудрое, пламенеющее светом добрых дел и истинной веры. Любовь к истинному познанию сопровождает такую жизнь. Ясный свидетель этого Сам Спаситель, взывающей к Небесному Отцу и Богу: «Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа» (Ин.17:3). Итак, познание Сына, соединенное с познанием Отца, при одинаковом условии есть животворное познание Бога. Если отделить одно от другого, совершенно невозможно будет познание Бога. Господь наш Иисус Христос говорит иудеям: «Ни Мене весте, ни Отца моего; аще Мя бысте ведали, и Отца моего ведали бысте» (Ин.8:19). Иудеи думали, что их отцы видели на горе Сына Божия по естеству, когда Он сходил на гору Синайскую в виде огня; думали – это они слышали Его голос, и по этой причине Моисея, служителя тайн, почтили особенным удивлением, а Господа нашего Иисуса Христа презрели за человеческое естество, говоря: «мы вемы, яко Моисеови глагола Бог, Сего же не вемы, откуду есть» (Ин.9:29). И что им за это сказал Христос: «Аминь, аминь глаголю вам, ни гласа Его нигдеже слышасте, ни видения Его видесте, и словесе Его не имате пребывающа в вас, зане, Егоже той посла, Сему вы веры не емлете» (Ин.5:37-38). Истина говорит совершенную правду. Естество Бога не было видимо на горе Синайской, а виден был только огонь. При этом издавались звуки труб, восходил дым, и образы истины прообразовали саму истину. Бог всех сходит на гору Синайскую в виде огня. Для чего в виде огня? Намереваясь дать иудеям закон, Богу удобнее было сойти в виде огня для того, чтобы вразумить этим преступников закона, что они будут иметь дело с огнем. Потому блаженный Моисей, устрашая грешников, обыкновенно восклицал: «Бог наш огнь потребляяй есть» (Втор.4:24). При этом были еще дым и мрак. Мрак давал знать, что Бога невозможно позвать, а дым означал слезы своевольных презрителей закона, так как телесный глаз источает от дыма слезы. Итак, иудеи не видели лица Отчего, а мы видели его во Христе. Он есть тончайшая и чистейшая красота родившего, Его образ и сияние. Хотя Слово, пребывая Богом, приняло плоть и кровь и назвалось Сыном человеческим, приняв тело не бездушное и не чуждое ума, как утверждает безумный еретик Аполлинарий, несмотря на это, Оно всегда было Богом. Тайну эту Он открывал некогда святым отцам, и ее можно видеть из многих изречений святых пророков. Из Книги Бытия частью мы видим, что Сын был виден в образе человеческом и что Он назван при этом Богом.
Когда блаженный Иаков, оставив Месопотамию, спешил возвратиться в дом отца и, взяв обеих дочерей Лавана с детьми, прижитыми от них, привел их к потоку по имени Иавок, тогда, как повествует Писание, отпустив детей и жен, он остался один и с ним до утра боролся муж. Увидев, что нельзя его осилить, этот муж коснулся его бедра и повредил его. И рече ему муж, боровшийся с ним: «Пусти Мя, взыде бо заря. Он же рече: не пущу Тебе, аще не благословиши мене… И благослови его тамо. И прозва Иаков имя месту тому вид Божий: видех бо Бога лицем к лицу, и спасеся душа моя» (Быт.32:26,29-30). О мудрость, достойная святых! Патриарх видел перед собой борца, а между тем восклицал: «Видех Бога лицем к лицу, и спасеся душа моя». По откровению Святого Духа он тотчас уразумел таинство воплощения. Заметь следующее. Целую ночь боролся с Иаковом муж, когда же воссиял день, он сказал: «Пусти Мя, взыде бо заря». Что это означает? То, что Христос борется и сражается с теми, которые, подобно находящимся во мраке и ночи, имеют в уме и сердце мрак неведения, но когда в их умах занимается заря и свет истинного богопознания начинает сиять в них, подобно дню, тогда Христос оканчивает борьбу. Ибо Он вооружается против тех, которые имеют, подобно находящимся во тьме и мраке, темное и мрачное сердце, а не тех, которые ходят во свете и имеют духовную зарю. Итак, человек, прими духовную зарю, да воссияет тебе свет истины. Перестань бороться со Христом. Не знающий над собой победы всегда побеждает. Единородное Слово Божие хотя и сделалось человеком, но не перестало по естеству быть и Богом. Измениться Он никак не может. Итак, по Отце Он есть Слово, а по Матери – человек по плоти. Един есть Бог Отец, из Которого все, и един Господь Иисус Христос, через Которого все, и един Дух Святой, в Котором все. Тому слава во веки веков. Аминь.

 2. Беседа, произнесенная в Ефесе, в день святого Евангелиста Иоанна

   Никакое слово недостаточно для выражения славы и достоинства святых. Ибо они являются в мире как «светила, слово животно придержаще» (Флп.2:15-16), как сказано в Писании. А когда они проповедуют Божественные Тайны, прилично сказать им от лица всех: «Не вы есте глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас» (Мф.10:20). Они провозвестили нам Иисуса, истинный свет и жизнь вечную, Которому мы говорим словами блаженного Давида: «Вся земля да поклонится Тебе и поет же имени Твоему, Вышний» (Пс.65:4). Когда закон, обнародованный через Моисея, имеет еще свою силу и Евангелие еще не было возвещено, тогда был «ведом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его» (Пс.75:2). Моисей был слаб голосом и косноязычен, поэтому и закон слышался только во Иудее. Но, когда воссиял истинный свет и Бог Слово, как один из нас, воспринял плоть и кровь (Евр.2:14), тогда все исполнилось Им – везде храмы и алтари, везде собрания торжествующих, поклонники, добрые пастыри и стада духовных овец, во множестве наполняющие священные пристанища. До пришествия Спасителя нашего род человеческий блуждал по земле, люди «служили твари вместо Творца» (Рим.1:25), поклонялись произведениям рук своих и у всякого заблуждающегося богом было то, что ему нравилось. Но явилось нам, как я сказал, единородное Слово Божие, добрый Пастырь, истинный Агнец. Святая и неискусомужная Богородица Мария родила из девической утробы, как животворное семя, вочеловечившегося Бога, свободного в образе раба, уподобившегося нам ради нас и высшего всей твари, Того, Который умалил Себя ради нас и явился в божественной славе, – Того, Который уничижил Самого Себя и восседает на престоле со Отцом, Того, который истощил Самого Себя и от своей полноты разделяет достойным блага, Того, Который по человечеству вместе с Вами творит поклонение и как Бог служит предметом поклонения не на земле только, но и на небе. Ибо, по слову Божию, «егда вводит Первородного во вселенную, глаголет: и да поклонятся Ему вси ангели Божии» (Евр.1:6; Пс.96:7). Каким образом Он введен был во вселенную? Эту тайну открой мне ты, евангелист, скажи мне ты, святой Иоанн, называемый сыном грома, ты, поражающий вселенную великим и необычайно сильным звуком, обладающий бессмертным гласом! Вот какое собрание пастырей приступило к тебе; отвали нам камень, как св. Иаков пастырям (Быт.29:10); открой нам кладезь жизни, чтобы и мы ныне могли почерпать из источников спасения; в особенности же предложи нам свой источник жизни. Итак, внемлите словам его: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово, Сей бе искони к Богу» (Ин.1:1-2). Что единородный Сын Божий неизреченным образом родился от Отца, этому мы издревле веровали; ты, евангелист, присовокупи к сему и остальное. Итак, внимайте опять словам его: «И Слово плоть бысть» (Ин.1:14), не вселилось в человека, а сделалось плотью, т.е. человеком. Единородное Слово Божие сделалось человеком, не переставая быть Богом, но и в воплощении оставаясь тем, чем было. Ибо естество Слова неизменно. В нем нет и тени изменения. Так мыслить научил нас святой евангелист – эта истинно великая и светлейшая звезда, звезда спасительнейшая не для тех, которые переплывают это чувственное море, но для тех, которые стремятся к благочестию, которые любят истину и желают иметь правую и чуждую заблуждения веру. Итак, кто хочет плавать таким образом, тот пусть запечатлеет в уме своем слова сего богослова, словно звезду; тогда он преодолеет свирепые волны ересей, приплывет к тихому пристанищу и достигнет самой истины, т.е. Христа, в котором Отцу со Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь.

 3. Беседа, произнесенная в Ефесе во время Священного собрания, по низложении Нестория

Надлежало бы вам довольствоваться наставлениями предшествовавших учителей и как напоенным священными струями не чувствовать более жажды. Но как я замечаю в вас ненасытимую жажду к слушанию, то вот и мы скажем немногое согласное с тем, что уже вам известно. Нет никакого сомнения, что светлый сонм святых поставляет себе в особенную честь и славу прославлять Христа и, так сказать, похваляется сим прославлением из горячей любви к Нему. Вот, например, блаженный пророк Исаия взывает к Нему: «Господи Боже мой, прославлю Тя, воспою имя Твое, яко сотворил еси чудная дела» (Ис.25:1), а блаженный пророк Давид говорит: «Язык мой поучится правде Твоей, весь день хвале Твоей» (Пс.34:28). И это есть цель святых. Злые же и беззаконные, не понимая великого, досточтимого и глубокого таинства воплощения Единородного, открыто богохульствуют, отверзая невоздержные и необузданные уста. Да слышат же они пророка Исаию, который так говорит к ним: «Вы же приидите семо, сынове беззаконнии, семя прелюбодеев и блудницы: в чем услаждастеся, и на кого отверзосте уста ваша? Не вы ли есте чада пагубы, семя беззаконно» (Ис.57:3-4). Поистине чада пагубы и семя беззаконное суть те, которые отверглись Господа, искупившего их. «Куплени бо есте ценою» (1Кор.6:20), и «не истленным сребром или златом, но честною кровию яко агнца непорочна и пречиста Христа» (1Пет.1:18,19). Каким же образом кровь обыкновенного, подобного нам человека могла бы быть искупительною ценою всего мира? Как один умер за всех, чтобы всех спасти? Каким образом мы стали принадлежать Ему, – мы, которые принадлежим истинному по естеству Богу? Почему мы служим и поклоняемся Ему, тогда как нам запрещено служить твари паче Творца? Но, как я уже сказал, некоторые непризнательны снисхождению нашего Спасителя, отрекаются от Господа, свергают с себя иго рабства, дабы и о них Христос сказал словами пророка: «Горе им, яко отскочиша от Мене: боязливи суть, яко нечествоваша ко Мне: Аз же избавих я, сии же возглаголаша на Мя лжу» (Ос.7:13). Лгут же против славы и величия нашего Спасителя подражатели злобы и нечестия фарисеев. Они носят имя христиан, но смысл имеют иудействующий и язык ядовитый и исполненный горечи, так что и о нем Христос сказал устами Иеремии: «Се Аз на тя, горде, глаголет Господь» (Иер.50:31). Подлинно древние иудеи преследовали Христа, общего нашего Спасителя, нападали на Него, как звери, хотели камнями побить своего благодетеля и Спасителя; почему Спаситель тогда говорил к ним: «Много добра дела явих вам от Отца Моего: за кое дело камение мещете на Мя? Отвещаша Ему иудее, глаголюще: о добре деле камене не мещем на Тя, но о хуле, яко Ты, человек сый, твориши себе Бога» (Ин.10:32-33). Таковы хулы древних иудеев на Спасителя нашего, подражатели же безумия их и нечестия, возобновляя эти хулы, говорят: «Для чего Ты, быв человеком, делаешь себя Богом?» О безумный и непотребнейший! Не понимаешь таинства. Он не сделал Себя Богом, быв человеком, но, будучи по естеству Бог, неизменно и неслиянно сделался человеком и, родившись неизреченно от Бога Отца, благоволил родиться по плоти от жены и нарещись Сыном человеческим, дабы нас спасти. Сделался подобным тебе ради тебя и пребыл Сам в Себе тем, чем был. Признай же Единородного родившимся по плоти, исповедуй Боговым Того, Кто нас ради сделался человеком; Он Сам себя предлагает тебе, говоря: «Аз есмь Сам глаголяй» (Ис.52:6). Он людям прежнего времени дал закон чрез Моисея, потом явился уже во плоти. Вот тебе свидетели – святые пророки. Что говорит Варух, едва не перстом указуя Еммануила? «Сей Бог наш, не вменится ин к Нему. Изобрете всяк путь хитрости, и даде ю Иакову, отроку Своему, и Израилю, возлюбленному от Него. Посем на земли явися, и с человеки поживе» (Вар.3:36-38). Блаженный Давид также поет о Нем: «Бог наш яве приидет» (Пс.49:3). Хочешь ли слышать свидетельство о Нем и от проповедников Нового Завета? Слушай, вот Иоанн креститель говорит: «Уготовайте путь Господень, правы творите стези Бога нашего» (Мф.3:3). Хочешь ли иметь и другое полнейшее удостоверение? Обещал Бог блаженному Давиду от плода чрева его посадить на престол его (2Цар.12; Пс.131:11). Он же (Давид), весьма много радуясь этому, тщательно разыскивал место рождения сего (плода). Но следует послушать его самого: «Аще взыду на одр постели моея, аще дам сон очима моима и веждома моима дремание, и покой скраниама моима» (Пс.131:3-4). Доколе, ты думаешь? «Дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю» (Пс.131:5). Заботливо изыскивает место блаженный Давид; одобряю усердие, хвалю терпение твое, но если ты узнал что-нибудь более, поведай и нам. Где будет его рождение? В каком месте Он родится? Слушай, вот его ясные слова: «Се слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы» (Пс.131:6). Когда говорит о Евфрафе, означает этим Вифлеем. О сем и Бог свидетельствует через одного из святых пророков: «И ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных; из тебе бо изыдет старейшина, еже быти в князя во Израили, исходи же его из начала от дний века» (Мих.5:2). Слышишь, как он о вифлеемлянине сем (так как он соделался человеком) утверждает, что исходи Его от начала века? Ибо «в начале бе Слово, и Слово бе у Бога» (Ин.1:1). Но мне стыдно, говоришь ты, признавать Богом родившегося от жены? Значит, ты ставишь ни во что божественные определения? Отвергаешь домостроительство? Противишься изволению Господа? Таким именно образом Он восхотел спасти мир. Неужели ты мудрее самой мудрости? Чудное дело! Светильник хочет сравняться с солнцем. Господь всяческих знает, что делает. Итак, признай домостроительство, почти верою таинство, не исследуй заботливо того, что выше нашего ума, не трудись напрасно постичь непостижимое: веруй вместе с нами. Но если ты останешься и неверующим, «Он верен пребывает, отрещися бо Себе не может» (2Тим.2:13). Ему слава и держава со Святым Духом вовеки. Аминь.

 4. Беседа против Нестория произнесенная после того, как семь епископов присоединились к Святой Марии

Кирилл возлюбленным и вожделеннейшим пресвитерам и диаконам и народу александрийскому желает о Господе всякаго блага.
Тогда как я жаждал снова беседовать с вашим смирением, мне представились время и случай писать. Итак (да будет вам известно), по общим молитвам вашим, мы пребываем в Ефесе в надлежащем здравии и приближаемся наконец ко времени собора. Мы надеемся, что Христос, Спаситель всех, покажет церкви свои чистыми от превратных мыслей и православную веру возстановит во всем блеске, так что все, чистые и непорочные, содержащие ее неизменно, повсюду будут простирать праведныя руки на молитвы, говоря словами блаженнаго Давида: «да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя» (Псал. 140:2). Лукавый, этот неусыпный зверь, обходит всюду, строя ковы против славы Христовой: но решительно ни в чем не успевает, ибо криводушие его остается без действия и лукавство его не имеет силы. Он строит ковы не против обыкновеннаго, не против простаго, одного из подобных нам, человека, как думают новые учители, а против всемогущаго Бога. Посему всякий, любящий Христа, скажет ему: «жестоко ти есть противу рожну прати» (Деян. 9:5). Несчастный, он сам себя поражает, и вместе с исчадиями своими падет в погибель. Ибо развращающие правое учение святой Церкви суть его соучастники, и не избегнут суда Божия. Молитесь же за нас, да Бог, Спаситель всех, возвратит нас в радости к радости вашей. Он все может, и невозможнаго для Него нет решительно ничего. Приветствуйте друг друга святым целованием. Находящиеся со мною братия приветствуют вас. Желаю вам, возлюбленные и вожделеннейшие, здравствовать о Господе.

 5. Беседа, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу

 Блаженный пророк Давид надеющихся на Господа называет неустрашимыми, говоря: «мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вcu уповающии на Господа» (Псал. 30:5). Ибо как растения в садах, орошаемыя обильными потоками воды, укрепляются, зеленеют и достигают великой высоты, так и душа человека, утешениями Святаго Духа, возрастает в благочестии, утверждается в вере и приобретает несокрушимое терпение, которому удивляется блаженный Павел преимущественно пред всеми другими добродетелями, говоря: не «точию же, но и хвалимся в скорбех, ведяще, яко скорбь терпение соделовает, терпение же искуство, искуство же упование, упование же не посрамит» (Рим. 5:3). Итак терпение есть источник всякаго блага, путь к достижению славы и укрепление надежды жизни вечной. А каким образом оно приобретается, этому научает нас Писание, которое говорит: «чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение, управи сердце твое, и потерпи» (Сир. 2:1-2). Но, может быть, скажет кто нибудь: нет ли другаго пути к достижению жизни, и нельзя ли без труда приобрести блага? Никак нельзя. Но почему же? Потому, что и весьма многие святые подвержены напастям и повсюду преследует их жестокая вражда. Посему то и сам Спаситель говорил: «в мире скорбни будете: но дерзайте, яко Аз победих мир» (Иоан. 16:33). Итак, как отвсюду многия напасти возстают на святых, то необходимо мужественно противостоять искушениям и помнить всегда слова ученика (Христова): «блажен муж, иже претерпит искушение, зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его» (Иак. 1:12). Но я хочу привести нечто и из древних примеров, чтобы вы узнали цель духовнаго мужества. Вавилонские тиранны и люди, управлявшие в этом народе царством, всегда некоторым образом склонные к жестокости, высокомерию и гордости, вышли из пределов, назначенных для человеческой природы, и захотели присвоить себе честь, подобающую одному Богу. Нечестивый Навуходоносор воздвиг золотую статую и при звуке музыкальных инструментов заставлял поклоняться ей все подвластные ему народы. Они же, привыкшие служить тварям более, нежели творцу Богу, со всею готовностию поверглись пред нею и «изменили славу нетленнаго Бога в подобие образа тленна человека» (Рим. 1:23). Потом вавилоняне привели и еврейских отроков Ананию, Азария и Мисаила, приказывая им поклониться золотой статуе и сей славный и боголюбезный народ побуждая к томуже нечестию, в какое впали они сами, к поклонению золотой статуе; но нисколько не успели в этом. Побежденные их благочестием, они подвергли их огненному мучению, а виною их была твердость в вере, постоянство в благочестии, отвержение человекослужения и то, что они не хотели признать того, что оскорбляло божественное существо. Но когда они были ввержены в огненную пещь, тогда явилось великое действие неизреченной силы. Ибо сила стихии изменилась в то, что противно ея природе, огонь повиновался воле Творца, и пламя превратилось в прохладную росу. Когда юноши заметили присутствие небесной помощи, то воспели в огненной пещи, и божественными песнями укротили силу пламени. Эта пещь была образом Церкви, которая имеет воспевающих не только людей, но и ангелов. Подивившись добродетели этих мужей, похвалив терпение их и благочестие, посмотрим теперь на то, в какихь обстоятельствах мы находимся. Они жили при варварах тираннах, а мы под скиптром благочестивой империи, имея благочестивейших правителей над всеми делами; почему же нам уступать врагам? Если они и возжгут пещь козней и возбудят злобный пламень, внося к нам человекослужение, то мы имеем Бога на небесах и Ему покланяемся. Ибо Он, Бог по существу, сделался подобныы нам, не отлагая своего божества, но почтив природу человеческую: Он может избавить нас. Подражая вере благочестивейших императоров и полагаясь на их великую кротость, мы не будем сносить нечестия противников, и исповедуем, что Еммануил есть Бог по существу. Исповедуя же и утверждая это, мы получим великое воздаяние, о котором говорит нам сам Христос: «всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех. А иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех» (Матф. 10:32-33). А исповедует Христа тот, кто называет Его истинным Богом и обличает не верующих; и отвергается Христа опять тот, кто не признает Его истинным Богом и преследует исповедующих это. Итак их отвергает, а нас признает своими Спаситель всех, чрез котораго и с которым принадлежит Богу Отцу со Святым Духом слава и держава во веки. Аминь.

 6. [Беседа, произнесенная 25 декабря в великой александрийской церкви] о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа

  Блаженный пророк Исаия, предвозвещая обилие слова христианских учителей, говорил: «почерпите воду с веселием от источник спасения» (Ис. 12:3). И вот мы почерпнули для вас воду из священнаго источника: я говорю об учителе, который говорил прежде нас, который, просвещенный светом Духа Святаго, раскрыл нам великое и досточтимое таинство искупления нашего, таинство, по вере в которое мы спасены, сложили с себя тяжелое и неудобоносимое иго греха, и кроме того, избавившись от уз смерти, говорим с пророком: «где пря твоя, смерте, где остен твой, аде» (Ос. 13:14; 1 Кор. 15:55)? Итак Бог Слово, которое «было в начале» и пребывает «в лоне Отца» (Иоан. 1:18), чрез которое все и в котором все, ради нас добровольно подверглось истощанию и «стало плотию,» т. е. человеком. Ради нас Он «смирил Себя» (Флп. 2:8) и сделался Сыном человеческим, дабы мы чрез Него обогатились Отцем; ибо в молитвах своих мы научены говорить: «Отче наш, Иже ecu на небесех» (Матф. 6:9). Таким образом Единородный сделался первородным для того, чтобы мы обогатились Его благами. Понес Он крест, презирая стыд, и добровольно предал тело свое на смерть, не для того, чтобы с нами, повинными смерти, остаться мертвым, но чтобы нас совоскресить с Собою, разрушив державу смерти. Возблагодарим же вочеловечившееся ради нас Слово ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Поделиться I It's only fair to share...Share on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Share on TumblrShare on LinkedInEmail this to someonePrint this page

Рекомендуем Вам прочесть:

Top