Свт. Кирилл Александрийский — О вочеловечении и воплощении Бога Слова

Кирилл_15-18

О вочеловечении Бога Слова
Περὶ τη ς ἐνανθρωπήσεως του Θεου Λόγου

   Сколь же поистине глубоким, великим и достойным удивления является таинство благочестия, то самое, которое вожделевают святые Ангелы, как сказал ученик Спасителя о всех святых пророках, возвещая о всех нашем Спасителе Христе: «Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы» (1 Пет.1:12).
Ведь в самом деле, те, которые хотя бы слегка вгляделись в великое таинство благочестия, то узрели бы тогда, что когда родился по плоти Христос, то за нас приносящие благодарение говорили: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (Лк.2:14). Как же не исполнится подобающей радости, видя раждающегося от Девы Спасителя мира и искупителя, да как же и я кающийся грешник стану совершать праздник Спасителя всякой природы? Итак вместе с нами общим хором прославляет Его и множество святых духов. И каков повод для этого? Вочеловечение Единородного, рождение Его по плоти, явление в нас пространнейшей кротости, несравненного великого человколюбия, как сказал блаженный пророк Исайя: «Поглощена будет смерть навеки» (Ис.25:8) а также «и отрет Господь Бог слезы со всех лиц» (Ис.25:8). Он отер неким образом слезу со всего лица, или следовательно что ту древнюю клятву соделал бездейственной, упразднив невыносимую власть смерти, как вновь учит мудрый Павел: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть дьявола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр.2:14-15).
б. Что же это значит: «и Он также принял оные» разве не то, что ради нас Он родился от святой Марии Богородицы, по крови и по плоти? Он же сказал, что сущий Бог и истинное от Бога и Отца Слово, единосущное и совечное Отцу, превознесено превыше всего самого славного, «Он будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба от святой Марии, сделавшись подобным человекам и по виду став человек, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:6-8), то есть Он самого себя добровольно низвел до смирения, от самого которого все исполнились даров; Он снизошел до нас, но не по какой-то необходимости, но восхотел ради нас принять образ раба, Тот, Который свободен по Своей природе, становится ради нас в нашей природе, Который превыше всякой твари, Который доходит до смерти, Который все животворит. Он есть хлеб жизни, Который жизнь Свою отдаст за жизнь мира (Ин.6:51). Он стал вместе с нами под законом, Тот, который превыше закона и как Бог есть Законодатель. Тот, Который превыше рождения в своем рождении и в начале своем приемлет жребий, Тот, который прежде всех веков и времени, более того Он является создателем и творцом веков.
в. Как же Он стал одним из нас? Он приемлет тело от святой Девы, тело не без души, как верили некоторые из еретиков, но одушевленное и, более того, душу разумную (словесную). Также от жены произошел совершенный человек, и он не воображается или мыслится; Тот кто не пренебрег им есть Бог, не отверг человека Тот, Который был всегда, и есть и будет Бог. Мы также называем святую Деву Богородицей, как пишет блаженный Павел: «Един Бог и Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор.8:6). Мы же не разделяем на двух сынов единого Бога и Спасителя нашего, вочеловечившегося и воплотившегося Бога Слова; никогда никто так не думал как только еретики и неразумные; так не думаем и подобно тому, что одно Божество, а другое человечество, собственно говоря о Боге Слове как преложившемся в природу плоти, или же что плоть преложилась в природу Божества. Во всяком случае Бог Слово совершенно непреложен и неизменен, но говорится, что поистине Слово Божие в Себе Самом соединило плоть одушевленную с разумной душой от святой Девы, воплотилось и вочеловечилось неизреченно.
г. Итак, вполне достаточно наше исповедание в отношении правой и безупречной веры говорящее и исповедующее святую Деву Богородицей; они сами добавляют, что нет нужды и необходимости называть человекородицей, ибо единого же Бога и после вочеловечения мы научились исповедовать и веровать в Него, как говорит Павел: «Един Бог, един и посредник Бога и человеков» (1 Тим.2:5), Слово Божие неизменяемое, как мы говорим, стало человеком. И поскольку Он являтся в природе плоти, святая Дева родила в себе единосущное нам Его тело, но говорим в Богородице, сведя воедино вполне и совершенно и тем свидетельствуя, что святая Дева не родила чистое Божество, но соединенную с Богом Словом плоть; и не иначе как таким образом надо мыслить о Богородице, тем самым всячески пребегать к исповеданию вочеловечения; а также истиной является и то, что святая Дева стала Богородицей, чудесно родившая единого Христа, равным образом передавшая нашу плоть и кровь, и она единосущна и нам по человечеству, как являющаяся плотью от Марии Богородицы; не подобосущная, как верили некоторые из еретиков, но единосущна, поскольку она суть от нашей сущности. Сказано же «Семя Авраама принимает». Подобосущие означает не истинный человек, но подобного человеку Сына, как сказал Даниил. Но Апостол учил, что Он не подобен нам, но говорил: «Человек Иисус Христос, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим.2:5-6), единосущный по божеству Богу и Отцу, как и отцы наши исповедали Его единосущным Отцу, а не говоря, что Он подобосущен.
д. Итак, в самом деле, нет особой нужды, говоря Богородица, вводить (слово) человекородица; вполне достаточно, как говорил я в первый раз, иметь всюду исповедание нашего таинства, никогда не привнося измышлений и не желая клеветать на истину; обычай же еретиков состоит в том, чтобы изменять верно сказанное лживым умом, измышляя то, что является заблуждением и перетолковывая эти божественные Писания. Что же касается нас, то не привносим то, что вопреки приличному, и имея цель верно доносить слова; тот же, кто опять думает неверно, тот не от нас, пусть он послушает то, что говорит пророк: «горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом» (Ис.5:20). Нет никакого общения света со тьмой, но и нет никакого согласия Христа с Велиаром. Да будем же мы идти правым и неложным путем, то есть протоптанным царским и невозвратным путем, также достигая почести вышнего звания во Христе Иисусе, Которому с Богом и Отцом слава, со Святым Духом во веки веков. Аминь.

О воплощении Бога Слова

  Правильное понимание Божественного Писания, отличающее умы святых, служит украшением их душ. Дух Святой открывает им бездну вечного познания и премудрости Христовой. Бог, Отец всех, прославляется ими. «Я открою тебе, – сказано в Писании, – тайные и невидимые сокровища» (Ис.45:3). Сокровищами истинного познания я считаю очи ума, которые смотрят прямо и беспристрастно. На тех, которые познали Бога, Он изливает всесовершенные и непостижимые для человеческого ума дары. Всесовершенный Бог наш, Господь всех, обильно награждает совершенствами и благами ведущих добрую жизнь. Особенная любовь Его и благоволение объемлет тех, которые служат Ему чистым и нелицемерным сердцем. Итак, все, привыкшие истинно мудрствовать, да приступают ко Христу – вечному источнику (премудрости), слыша евангельский глас: «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне, и пиет» (Ин.7:37). Не узнав наперед таинства благочестия, не следует безрассудно исследовать и рассуждать о Христе. Обманщики и обольстители сердец слушателей – те, которые утверждают, что Бог Слово, приняв (плоть) человека, прошел через Святую Деву, и что этот человек создан самим же Богом Словом. Такие не понимают таинства благочестия и унижают цену домостроительства Единородного. Мы же, братия, не так научены. Родившегося от Святой Девы мы признаем и совершенным Богом, и совершенным человеком, одаренным разумною душою. Поэтому Святую Деву мы называем Богородицею и говорим, что Бог Слово существенно – не мыслью только, а на самом деле – обитал в ней и что Он, когда был и двух или трех месяцев, есть Сын Божий и вместе Сын человеческий. Особенности же, приписываемые Божественным Писанием то Его человеческому естеству, то Его Божественному могуществу, по нашему убеждению, соединились в Нем в одну личность. Он был один и тот же, когда спал и когда укротил Своим могуществом море и ветры; один и тот ясе, когда утомлялся на пути и когда ходил по морю и проходил пустыню по Своему могуществу. Итак, без всякого сомнения, Он был Бог и вместе человек. Ибо что было бы удивительного, если бы какой-нибудь человек, подобный нам, одаренный могуществом, совершал чудеса? Божественное Писание показывает нам, что Бог Слово не воображением или мнимым образом умалил Себя, а на самом деле. Через пророков и апостолов оно ясно возвестило нам, что Он есть Бог и вместе человек. Итак, на самом деле были: зачатие Бога от Девы, Его рождение, Его сходство с нами во всем, Его страдание, проповедь во тьме и сени (сидящим), Его Воскресение и, наконец, вознесение на небо. Невместимый, приняв плоть от Марии, определяет заключиться в девическом чреве. Беспредельный содержится плотью. Неизменяемый принимает человеческий образ. Бесстрастный страдает по нас и за нас своею плотью. Неразлучно пребывающий с Богом и Отцом «на земли», по Писанию, «явися и с человеки поживе» (Вар.3:38). Неприкосновенный пробождается копьем от нечестивых. Бесстрастный добровольно переносит для нас крест. Бессмертный свет подвергается смерти крестной. Бывши в лоне Отчем, не отказывается вознестись со Своею плотью на небо. Тех же, которые говорят, что Бог Слово принял какого-нибудь человека, подобного нам, не быв с ним ипостасным, действенным и живым Сыном, и в видах домостроительства живя нечеловечески, святой собор, бывший в Ефесе, отвергает.

Поделиться I It's only fair to share...Share on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Share on TumblrShare on LinkedInEmail this to someonePrint this page

Рекомендуем Вам прочесть:

Top