Священник Даниил Сысоев — Истинность Священного Предания

Даниил Сысоев

Истинность Священного Придания

О Священном Придании сказано: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.» (2 Фес. 2:15). Апостол повелевает стоять и держаться Придания, которым научены или словом или посланием. «Словом» – это устное Придание, а письменное Придание, это Священное Писание. Это высшая часть Священного Придания Церкви. Библейское обоснование обращения к святым отцам (Пс. 77:5-8). Это закон положенный Богом: передавать от отцов к детям, которые в свою очередь передавали своим детям быть верным Богу, вспоминать Его чудеса. Об этом сказано как о законе в книге царя Давида.

Подавляющее большинство наших догматов говорят о чудесах Бога: о самом Боге говорят догматы о Святой Троице и о свойствах Бога, а все остальные о великих чудесах Бога. Православие без чудес – не существующая религия, без чудес оно умрет сразу же. У нас от Символа Веры ничего не останется. Догматы Божии были сформулированы окончательно и бесповоротно в день Пятидесятницы. Пятидесятница – день завершения догматического богословия, потому, что большего откровения, чем Боговоплощение и сошествие Святого Духа нет в природе. Поэтому, и говорит Церковь: «Конечный праздник Пятидесятницы».

Последующие Соборы существовали не для того, чтобы заново что-то определить. Их задача была отсекать ложные толкования. Их задача была чисто консервативная: отсекать. Формулировки были даны для того, чтобы отделять, определять. Определять – значит ставить пределы, показывать, как не должно понимать. Почти все определения Соборов были связаны с анафемами: «Если, кто-либо будет учить так-то, так-то и так-то – да будет анафема! Или, кто-либо не будет учить так-то, так-то и так-то – да будет анафема!»

Само Откровение дано однажды, и навсегда святым, и Новейшего Завета не будет. Прямо сказано: «подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуд. 1:3). Сказано именно «однажды», а не «многажды» преданную святым. О том, что догматическое развитие завершилось, прямо сказано «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя» (Евр. 1:1-4). Итак величайшее откровение дано в Сыне в Христе. Это последние дни, знак последних времен – величайшее Откровение, данное через Сына Божия.

Миссионер не имеет права употреблять термин «последние дни» в смысле отличном от значения, того, что последние дни есть время, когда Бог непосредственно действует в этом мире, когда вечность врывается во время. Поэтому последние дни наступили с момента Боговоплощения. Поэтому, в день Пятидесятницы Апостол Петр сказал:«но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2:16-17). Поэтому, когда нас спрашивают: «Когда наступят последние дни?», – отвечаем: «2000 лет назад! Наступили последние дни, Завет уже дан!».

Откровение держится в Церкви, поэтому любое внецерковное учение не может быть правильным. То есть, любое философское внецерковное учение ложно по факту. Если некое учение возникает вне церкви, его можно как истину не обсуждать. Все внецерковные учения ложны потому, Господь дал всю полноту истины Церкви: «Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:14-16). Прямо сказано «столп и утверждение истины – Церковь». Как записано в катехизисе: «Не должно искать истину вне Церкви, когда как в богатую сокровещницу апостолы положили все необходимое для спасения». Таким образом, внецерковные учения не истинны по факту своего происхождения. Вне Церкви может быть только частичная истина, но абсолютной истины там нет. Возникает вопрос Понтия Пилата: «Что есть Истина?» Этот вопрос не имеет смысла, поэтому Христос молчал. Вопрос имеет смысл только так: «Кто есть Истина?». Истина – это Личность, и точка зрения этой Личности – Истина.

О. Даниил Сысоев. Догматическое Богословие.

Поделиться I It's only fair to share...Share on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Share on TumblrShare on LinkedInEmail this to someonePrint this page

Рекомендуем Вам прочесть:

Top