Священник Даниил Сысоев — Ответы на вопросы

Даниил Сысоев

 

Участвует ли сам человек в своем спасении?

Спасает нас Бог, поэтому Он и называется Спа­сителем, Единственным Спасителем. Но спасает Он нас не без нас. Бог предлагает — мы отклика­емся. Или вот говорят: «Спасает нас только вера во Христа». Что значит «только вера»? Вера для нас открывает спасение, т. е. благодаря вере мы приходим к спасению. Как мы получаем спасе­ние? Трижды погрузившись в купель и призывая имя Отца и Сына и Святого Духа, получив дар Святого Духа и причастившись Тела и Крови Хри­стовых. Вот таким образом мы получаем спасе­ние. Дальше спасение усваивается нашим сотруд­ничеством с Богом, перестройкой нашего разу­ма, появлением духовного разума, перестройкой нашего сердца в духовное сердце, перестройкой нашей воли и т.д. — вот это и есть участие наше в спасении, но спасает нас Бог.

Можно ли звать людей в Церковь на Причастие, если они не знают Символа Веры?

Если человек не знает Символа Веры, в смыс­ле текста, но верит согласно с текстом, его звать на Причастие можно. Хотя ему надо сказать, что выучить Символ Веры необходимо. Если человек не верит согласно Символу Веры, звать его на При­частие нельзя. Если человек в Троицу, например, не верит. В Богочеловека Христа не верит, такого человека звать на Причастие недопустимо. Снача­ла человеку надо поверить в Святую Троицу, в Бо­гочеловека Христа, в Его искупительную жертву, в воскресение плоти, а потом уже исповедоваться и причащаться.

Можно ли судить католиков и протестантов или представителей других религий?

Судить нужно вероисповедование протестан­тов, католиков и представителей других религий, но не людей. Когда спрашивали святителя Феофа­на Затворника: «Спасутся ли католики?», — он гово­рил: «Не знаю, спасутся ли католики, но если я ста­ну католиком, я не спасусь». Это не говорит о том, что он безразлично относился или говорил, что спасутся люди вне Церкви, он переключал наше внимание на другое. Мы должны осуждать ересь, а не человека. Огромная ошибка проповедников, когда они начинают гнобить людей, говоря, что, мол, ты грешник, в грязи весь валяешься. Господь так не делал, и апостолы так не делали. Апостолы возвещали благую весть о спасении, а потом гово­рили: заповеди Божьи такие и такие, узнаете себя в некоторых? Знаешь, что за это будет? Знаешь, как исправиться? Я вам рассказываю, как исправиться.

Такая проповедь имеет успех. А когда человек го­ворит не о Боге, а начинает грехи другого чело­века обличать, то пользы особой не будет, только озлобление получится. Поэтому разумные мисси­онеры, осуждая ересь протестантов, католиков, му­сульман, иудеев и других, о них самих суд не выно­сят. Потому что, как говорил апостол Павел, «что мне судить и внешних» (1 Кор. 5, 12). Себя судите, а внешних осудит Бог.

Какие плоды у католицизма и протестантизма?

Конечно, плоды есть. Святость в Римо-католичестве в классическом смысле исчезла, по сравнению с тем, как было в Риме до отпадения Запада. А возникла проблема страшных сатанин­ских ересей, которые ничем не сдерживались. На­помню, что в православии таких массовых движе­ний не было. Истинную Церковь защищает Дух Святой. Попытки инквизиции — это попытки че­ловеческими силами сдержать злую силу, кото­рую сдержать нельзя. Церковь Божья действует не просто словами, но силой. Этой силы точно нет в протестантизме, и мы видим, к чему это приве­ло. За 400 лет протестантизма от строжайшей дис­циплины они скатились до оправдания гомосексу­ализма и других подобных вещей, мерзость кото­рых очевидна всем.

Объясните значение ран Господних?

Раны Христа будут всегда с Господом. Они будут открыты на Его руках не потому, что Он страдает сейчас и будет страдать в будущем, а потому, что это знак Его любви к людям. Сейчас раны Госпо­да на теле — это раны греха, раны отпадающих от Церкви. Те, кто отпадает от Церкви, наносят раны Телу Христову. В будущей жизни Церковь не будет иметь ни пятна, ни порока. Церковь купле­на Телом и Кровью Христовой, но сама она на себе не несет ран Господних.

Почему Бог оставляет жить людей, которые погибнут?

Первая причина. Благость Божия сильнее не­правды грешников. Бог дает подарок человеку не­зависимо от того, как он его употребит. Дар бытия важнее, чем злоупотребление человека. «Почему Бог светит и на праведников, и на грешников? Что­бы в день Суда воздать им за их неблагодарность» (святой Ириней Лионский).

Вторая причина. Бог использует тех, кто отка­зался следовать Его милости, для других целей. На­пример, в качестве бича — как наказание других грешников. Бог может использовать таких людей как способ передачи генетического материала (их дети уже станут праведниками). Бог иногда исполь­зует грешников как наглядное пособие, показывая, как не следует делать.

Согласно Библии, есть род существ, которые яв­ляются мятежниками с самого зачатия, — это люди. Бог так и говорит: «Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Го­сподня» (Ис. 30, 9). Люди не просто игнорируют заповеди Божии, они их с возмущением отверга­ют. Крещение, покаяние — это безоговорочная ка­питуляция перед Богом. А как могут спастись те, кто находится в состоянии мятежа, кто не хочет капитулировать? Никак. Состояние капитуляции на­ступает тогда, когда человек слышит Истину. Когда человеку его личное мнение становится менее инте­ресным, чем Истина. Тому, у кого появляется жела­ние узнать Истину, Бог обязательно посылает мис­сионеров. Есть бесчисленные примеры, когда люди из разных уголков Земли, искавшие Бога (Истину), были приведены к Православной Церкви.

Сказано Богом: «Иудеи, так и Еллины, все под грехом» (Рим.3, 9); «Делами закона не оправдает­ся пред Ним никакая плоть» (Рим. 3, 20). Ересь Пелагия — любимая мысль человечества: «Никто не даст нам избавленья: ни Бог, ни царь и не ге­рой. Добьемся мы освобожденья своею собствен­ной рукой». Бог говорит человеку: «Станем судить­ся; говори ты, чтоб оправдаться» (Ис. 43, 26). Бог говорит одно, мы делаем совершенно другое, еще за это и награду хотим. Это и есть проявление того же яростного, гневного мятежа против Бога. Про­сто рассказать людям о Христе Спасителе не по­лучится, их это сильно возмущает. Почему? Мя­тежный род! Люди понимают, что им необходимо меняться, а они не хотят. В этом причина возмуще­ния против Православной Церкви, против Еванге­лия Христова. Это мятеж против Создателя.

Каковы формы Божественного Откровения?

Божественное Откровение передается в двух видах: Священное Предание — самая древняя фор­ма Откровения, то, что в Святом Духе люди пере­давали из уст в уста: «Итак, братия, стойте и держи­те предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15); и Священное Пи­сание (Ветхий и Новый Заветы). Библия есть выс­шая каноническая часть Священного Предания.

Какая вера истинная?

Истинная вера происходит от Истинного Бога. Бог Истинный Тот, Кто создал Вселенную. Мы, христиане, верим, что только вера в Истинного Бога может спасти. Как говорил Бог через проро­ка Иеремию: «А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный. От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его. Так говорите им: боги, которые не сотвори­ли неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес» (Иер. 10, 10-11). Всякий, кто клянется не Творцу неба и земли, поступает безумно. В кого человек верит, так он и живет. Не может быть хорошим че­ловек, который верит в плохое, у него идеал хоро-шести нарушен.

В чем проявляется искажение веры?

Для апостола Павла искажение веры — это не­честие, непочитание Бога, отступление от исти­ны и разрушение веры. «А непотребного пустос­ловия удаляйся; ибо они еще более будут преу­спевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, ко­торые отступили от истины, говоря, что воскре­сение уже было, и разрушают в некоторых веру» (2 Тим. 2, 16-18).

Что открывает вера?

Доступ к интеллекту Бога. Доступ к силе Бога. Доступ к сердцу Божьему. Доступ к прямому богооб-щению. Вера всемогуща. Просто сама по себе вера не спасает, она спасает тем, что открывает доступ к Всемогущему Богу. Корень спасения — в Боге, с Которым соединяет вера. Вера — это инструмент богопознания, место действия Бога, но не сам Бог.

Как доказать божественность Иисуса Христа?

Бог не может быть без Сына, и Сын — «сия­ние славы и образ ипостаси Его» (Евр.1, 3). Сын — образ Личности (Ипостаси) Бога, поэтому Хри­стос и говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; ни­кто не приходит к Отцу, как только через Меня…» (Ин. 14, 6), «видевший Меня видел Отца… Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14, 9—10).

Зачем Богу нужна жертва?

Нужно избавить человека от власти дьявола, грех совершается перед Богом. Бог гневался, потому что человек нарушал его заповеди. Нужна ли Богу Кровь Сына Божия? В Библии есть образ брака. Человек берет в жены женщину и берет на себя все ее долги. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, по­тому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь по­винуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имею­щею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5, 22-27).

За кого пострадал Христос?

За всех людей. «Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 28). За многих изливается. Как возмож­ность — за всех, в реальности — за многих. Те, кто не захотел принять эту жертву, просто будут сами от­вечать за свои поступки. Крещеные гибнут за свои грехи. Некрещеные, которые слышали проповедь Евангелия и отвергли ее, будут отвечать еще и за это.

Почему тело Иисуса Христа было нетленным?

По причине ипостасного единства Богочело­века смерть не смогла разрушить Его. В момент смерти Христа душа от тела отделилась, но Бо­жество ведь не разделимо, и через божествен­ную природу связь души и тела сохранялась. В мо­мент воскресения происходит обрушение тре­тьей преграды между Богом и людьми (преграда природы разрушена воплощением, преграда гре­ха — рушится на Кресте преграды смерти рушат­ся воскресением). Смысл Воскресения Христова подробно описан в Первом послании Коринфя­нам (1 Кор. 15, 1—58).

Что такое Церковь?

Ветхозаветный аналог — слово «кагал», оно оз­начает собрание тех, кого созвали. Слово «Цер­ковь» употребляется не только в значении «Цер­ковь христианская», не только в ветхозаветном значении — как место собрания иудеев.

1) Церковь — «Тело Его [Христово]» (Еф. 1, 23);
2) Церковь — «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15);
3) Церковь — место спасения (Деян. 2, 47);
4) Церковь управляется Святым Духом (Деян. 20, 28).
4) Церковь — невеста Христа (Еф. 5, 29-32);
5) Церковь — народ Нового Завета Бога (1 Пет. 2, 10);
5) Церковь — новый Израиль (Гал. 6, 16);
6) Христос — «глава Церкви» (Еф. 5, 23).
7) Христос умер за Церковь (Еф. 5, 25).

Поделиться I It's only fair to share...Share on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Share on TumblrShare on LinkedInEmail this to someonePrint this page

Рекомендуем Вам прочесть:

Top